* Автор статьи — Марина Суздалева, руководитель Клуба Увлеченных Мам, психолог, увлеченная мама Егорки (3 года 9 месяцев).
Незадолго до рождения ребенка будущие мамы начинают усиленно заниматься своим жилищем – желание чистить, стирать, гладить и украшать свой дом в этот период становится буквально непреодолимым и сдерживается разве что размерами животика, не позволяющего сделать капитальный ремонт или передвинуть мебель. Проявляется известный в природе феномен «гнездования» — так мама готовится к встрече с малышом. Но вот ребенок появляется на свет, и голова, и, самое главное, время мамы от рассвета и до заката заняты уже совсем другими заботами. Во что одеть, как накормить, как развивать, чем развлекать, как уложить спать и выспаться самой и т. д. А как же дом? Заботливо убранный и украшенный к рождению ребенка, через несколько недель он быстро теряет свой уют и чистоту. Самое большее, что успевает мама, это по 3 раза в день (по совету участкового педиатра или знающей подруги) натирать полы во всей квартире и гладить горы пеленок-распашонок. Другие же домашние дела делаются наскоком, когда есть кому «посидеть» с ребенком. Знакомая ситуация? Между тем, порядок и уют в доме вполне под силу поддерживать с ребенком на руках.
Правило Парето
«20% дел обеспечивают 80% порядка» – именно так можно применить знаменитое правило, которое в совершенно разных областях жизни человека подтверждает, что 20% дел приносят 80% результата. Примите как данность, что быть на 100% идеальной хозяйкой у вас не получится, и не потому, что вы мама, и кроха не дает вам возможности воплотить в жизнь все ваши задумки и планы, а просто потому, что 100% идеал, если и существует, то только на обложках глянца, а мы с вами – живые люди.
Как применять это правило в быту? Опишите, что именно для вас означает «быть достаточно хорошей (не идеальной) хозяйкой». Варианты тут могут быть разные. Для кого-то важно, чтобы был обед из 3-х свежеприготовленных блюд, а для кого-то гораздо большее значение имеют пустые горизонтальные поверхности во всей квартире и чистая сантехника. Кому-то важно и то, и другое. Так и записывайте, только не забывайте, что мы говорим лишь о достаточно хорошей, а не идеальной ситуации. Представьте себе такое состояние вашего дома, каждой его комнаты, кухни, когда заходя туда, вы бы чувствовали только покой и умиротворение, а не начинали бы заниматься самоедством: «Ну какая же я плохая хозяйка». Когда вы в деталях представили себе эту картинку, осталось сформулировать ваш личный список домашних дел, которые будут обеспечивать ее создание и поддержание. Тут уже на помощь могут прийти приемы из системы флай-леди и других систем ведения домашнего хозяйства и просто небольшие бытовые хитрости. Например, если для вас важна чистота на горизонтальных поверхностях, вы можете внести в свой список ежевечернюю пятиминутку по их расчистке, а на некоторые столы и тумбочки поставить вазы с цветами или фруктами, горшки с комнатными растениями, сделав невозможным их захламление посторонними вещами. Теперь, когда ваш список дел готов, приступим к его воплощению с ребенком на руках.
Правило 15/15
Это простое правило означает, что мы чередуем дела домашние и занятия с ребенком. 15 минут поработали, что-то вымыли, где-то убрались, затем не менее 15 минут уделили включенному общению и играм с ребенком. В зависимости от возраста и способности ребенка к самостоятельной игре можно менять эту продолжительность, самое главное, не дожидаться, когда кроха начнет дергать вас за подол, требуя к себе внимания, а переключаться на ребенка до того момента, когда ему надоест играть одному. Для более успешного применения этого правила полезно провести хронометраж, чтобы понимать, сколько времени занимают у вас ваши обычные домашние дела, и на какое количество пятнадцатиминуток вам придется их разбить.
Маленький помощник
Вообще, с самого раннего возраста стоит по максимуму включать ребенка в ваши домашние дела – если не как участника, то хотя бы как наблюдателя. Если чистота, порядок и всякая вкуснятина появляются в доме, пока малыш спит или гуляет с папой или бабушкой, ждать от ребенка уважения к порядку, благодарности маме или желания самому поучаствовать в создании уюта и порядка, по меньшей мере, странно. Откуда всему этому взяться, если кроха не видит ни того, каких трудов вам стоит этот уют, ни того, как весело и интересно можно делать домашние дела. Итак, берем за правило: все, что можно делать с ребенком или рядом с ним, делать именно так. И не стоит думать, что тем самым мы лишаем ребенка детства. Для малыша любая деятельность является развивающей игрой. Привлекая кроху к домашним делам, мы, как минимум, воспитываем самостоятельность и любовь к порядку, а если приложить фантазию и чуть-чуть подготовиться к совместному выполнению домашних дел, то они могут с успехом заменить любое специальное развивающее занятие. Белье развешиваем – сортируем по цветам, по размерам, увеличиваем пассивный словарный запас, на кухне можно ломать макароны, нанизывать на шнурочки, потом собирать с пола макароны – очень полезное дело, развивающее пальцевой захват, внимательность, можно и счет повторить, да еще и приседать приходится – комплексное занятие готово! Ребенок вовлечен в процесс, чувствует свою значимость (мама хвалит), участвует в семейных делах. Можно еще чистить яйца, бананы, мандарины, вареные овощи и т. д.
Как на практике следовать этому принципу?
- Во-первых, разместите игрушки, игры и книжки в каждой комнате, в каждом помещении, где у вас могут быть какие-то домашние дела. Это позволит без усилий занять ребенка, если он устал вам помогать или ваше занятие не предполагает непосредственного участия в нем малыша.
- Во-вторых, полезно где-то на видном месте, на холодильнике, например, разместить список занятий с ребенком. Таким списком сможете воспользоваться и вы, и другие члены семьи. Пример списка можно скачать здесь. Такие списки можно повесить в разных помещениях: в ванной, например, можно порисовать красками, ловить ситечком мелкие игрушки, играть с конструктором из хозяйственных губок, рассказывать стишки-потешки про умывание (тексты разместить на дверце шкафчика в ванной), рисовать средством для бритья, добавив пищевые красители или гуашь. Пока вы готовите ванну для ребенка, смотрите на свой список и выбираете, чем можно сейчас позаниматься. Ребенок играет, а у вас есть несколько минут, чтобы загрузить белье в стиральную машинку или протереть раковину.
- В-третьих, составьте и запишите список разных «занимашек» для различных бытовых ситуаций. Можно сделать не список, а собрать «тревожные чемоданчики» — пакетики или коробочки для разных ситуаций («пока я чищу сантехнику», «пока я глажу белье» и т.д.). Например, такая проблема – чем занять ребенка, пока остывает каша, когда он уже сидит в своем стульчике. Можно разместить на полочке рядом со стульчиком все необходимое для этого — пластилиновый ежик и спички/зубочистки для иголок, набор жестяных баночек и крышек к ним, самодельная игра «накорми уточку» из пластиковой баночки с прорезанным отверстием для проталкивания фасоли или горошка и т. д.
Немного подготовки, и домашние дела превращаются из вороха обязанностей, на которые у молодой мамы никогда не находится достаточно времени, в пространство для совместной игры и всестороннего развития ребенка. Итог закономерен: дом в порядке, мама – довольна собой, ребенок – увлечен. Это в идеале, но ведь ничто не мешает вам подойти к нему достаточно близко – маленькими, но уверенными шажками. Удачи!
Советую почитать:
Электронная книга «7 навыков высокоэффективных флаймам»
Семинар «Чем занять ребенка, если мама занята»
Your guess is as good as mine olive oil and lemon benefits viagra